К основному контенту

Почему я теперь Линуксоид. Linux как основная система

Посты совсем не выходят, да? Всё потому, что у меня кончились проблемы на Linux. Т.е. сначала были проблемы с дровами на Nvidia, потом ставились прикладные программы вроде ftp-сервера или альтернативы Photoshop. Были некоторые аппаратные и софтверные проблемы с флехами, жёстким диском, но все они случались максимум два-три раза, а сейчас каких-либо проблем попросту нет. Теперь у меня классная, шустрая рабочая система. Fedora уже давно успела обновиться до 28-й версии, кстати.

Вряд ли вот просто так ХОП и кому-то понравится Линукс так, что он захочет на нём остаться. Во многом это обуславливается родом деятельности, частично финансовым положением, другими внутренними и внешними факторами. Начну с того, какой у меня комп, затем — как я его использую, ну а потом перейду к решающим отличиям, которые перетянули меня на сторону линукса.

О моём компе

Комп у меня вот такой конфигурации — это достаточно мощный ноутбук, которому я ещё и удвоил количество ОЗУ (спасибо другу Кексу). Два монитора 1920х1080.

В плане дискового пространства у меня SSD, который является главным загрузочным, и 127 из 128 гигов которого занимает часть LVM2-тома. Есть жёсткий диск на террабайт, на котором есть 471 гиг для своих проектов и рандомного срача, 128 гигов было откушено от этого тома под винду, 389 гигов является второй запчастью LVM2-тома, и исторически сложилось, что 11 оставшихся гигов болтались неразмеченными, после чего разметились в раздел подкачки (ну а что, выкидывать их?).

LVM2 у меня включает томы под /home (конфиги, ПО, личные файлы, свалка) и под /root (сама система, некоторое ПО). Выглядит всё в целом сумбурно, ибо разделы сжимались-расширялись, срастались-делились с течением времени. Последними действиями с дисками было сжатие части раздела Toshiba для установки рядышком Windows 8.1.

Винда стоит у меня чисто для игр. Т.к. это единственный раздел, доступный для чтения виндой, понятно, что их у меня немного — Warhammer: Vermintide 2 и Space Engineers. На лине они не работают, но и под линукс тоже есть свои игры.

До этого пробовал чуть-чуть пользоваться Ubuntu — 16 и 17. Потом уже только появилась Fedora 27. Рабочее окружение — GNOME. Друзья пожизненно пытаются переселить меня на KDE, но в ответ получают посыл на три буквы. GNOME, особенно на Fedora, по умолчанию чище, компактнее, удобнее.

Как я использую Linux

Федору я использую для всего, кроме игр. А это:

  • разработка гибридного ПО на nw.js (считай, electron);
  • изредка разработка и дизайн сайтов разного рода;
  • периодически работа с графикой, в основном афиши и мелочёвка для печати;
  • разработка 3D игр для ПК в Unreal Engine со всем прилагающимся — программирование, левел-дизайн, моделлинг, SFX, дизайн и реализация UI и т.п.
  • ещё я её использую для учёбы. Это от простых конспектов в Google Docs до построения матмоделей в Scilab.

Для кодинга ПО использую Visual Studio Code. Он плотно интегрируется с git, благодаря чему я даже для нетекстовых проектов его использую как GUI к git. Даже для моих тонких изысков во фронтенде всегда найдётся поддержка в виде плагинов, подсветки синтаксиса — а из изысков у меня Stylus, Riot.js, Pug. Недавно стал вводить в обиход TypeScript, но тут поддержка просто зашкваривающая.

Для графики использую Gravit Designer и Krita. Первый используется для всего, кроме рисования — он медленный, но зато решает широкий спектр задач в векторной и растровой графике при опрятном интерфейсе. Вторая же просто молниеносный и точный инструмент для рисования или ретуши фоток.

Unreal Engine — двиг для создания 3D игр — у меня скомпилен с сорса из официального репозитория. Почему-то только у меня и не возникало никаких проблем при компиляции, когда друзья жаловались и просили скинуть им.

Для моделлинга использую Blender. Сначала он непостижим из-за обилия хоткеев и нестандартными после Autodesk названиями, но теперь без него представить работу в 3D трудно — блендер универсален, как 3D Max (а вы знали, что там есть скульптинг и рисовка?), но шустрее раз в 100 этого безобразия. Опенсорсность порождает массу плагинов — можно решить любую головную боль, если она вообще есть. У меня вот автоматизирован экспорт в один клик всех отдельных моделек из одного файла в кучу штучных нужного формата.

Для моих инди-требований в плане SFX хватает одного Audacity, композиция нескольких звуков проходит прямо в анриле.

Браузер — Mozilla Firefox Developer Edition.

Музыку слушал в Amarok, потому как там всё хорошо с плейлистами, есть встроенные ссылки на различное радио, плюс показываются слова песни к текущим трекам. Тем не менее, сейчас слушаю музло на YouTube, ибо там подсел на Synthwave :D

С офисом было чуть сложнее. С Libre Office я до сих пор работаю со скрипом, поэтому несложные документы и презентации делаю в Google Docs, Google Презентации. В целом, офисное ПО для Linux тоже вполне зрелое и надёжное, полнофункциональное, только вот интерфейс больше для маководов, т.к. похож на MS Office 2003, который виндоводы давно позабыли.

Wine используется только для отдельных игр и для проги для удалённого доступа — её под вином поддерживает сам разработчик.

Чего не хватает в Linux

Вообще, это трудный вопрос. Поначалу критически не хватало продуктов Adobe, но уже как-то приноровился к Gravit Designer. Крита и Гравит в некотором плане даже лучше Adobe, и точно работают быстрее. Надеюсь, Gravit Designer так и останется бесплатным, ну или условно-бесплатным софтом. Если случится ужасное, то мне будет не хватать софта для граф. дизайна. Inkscape еле-еле подходит для создания векторной графики, и уж тем более не для печати или рисовки для игр.

Не хватает игр. Но это проблема разработчиков, а не линукса. Линукс — классная операционная система, которая способна на многое, но многие её просто игнорируют, и мне приходится грустить из-за того, что тот же Vermintide работает только под виндой. Наверное, маководы тоже из-за этого бесятся. Если вы разраб — делайте билды под мак и линукс, у вас всё равно наверняка анрил или юнити, или что-то подобное, что даже на микроволновку бинарники сделает, если ткнуть пару кнопок. Поддержка продуктов из-за проблем разных видов Linux всё равно исторически легла на плечи самих пользователей.

Почему полностью перешёл на линукс

Причин несколько. Самая первая, от которой прям хорошо стало — это git.

Git очень медленно работает на Windows. Возможно, благодаря Bash on Windows можно всё это дело ускорить, но без него просто волосы на голове рвёшь, чтобы что-то замержить или застейджить. Если это происходит ещё и через плагин Unreal Engine, так вообще хоть стреляйся.
На Linux присутствия git вообще не ощущаешь — всё так плавно работает, что и не задумываешься, что все твои действия проходят через командный пакет, который проводит сложные манипуляции на уровне файловой системе, а поверх всего этого ввод-вывод гита переваривает Unreal Engine или тот же Visual Studio Code.

Файловые системы тоже радуют. Есть с шифрованием, но я не настолько параноик; есть те, которые никогда не надо дефрагментировать, потому что там происходит какая-то неведомая магия, от которой половинка диска битком заполнена, а остальное — не используется. Из-за этого логические тома можно чикать на части, расширять или сжимать, чем я периодически и занимаюсь. Можно сделать массив LVM2, внутри которого создавать любое количество логических томов с различными файловыми системами, когда сам массив расчленён на нескольких физических дисках.

Я в основном везде имею файловую систему Ext4. Не знаю, достояние ли это Ext4 или стандартного просмотрщика файлов Nautilus, но чтение крупных папок эдак с несколькими тысячами элементов на одном уровне проходит моментально, а поиск файлов тоже радует своей скоростью. Вероятно, у вас есть папка загрузок или музыки, которая постепенно наполняется всяким барахлом и не чистится, и которая дико тупит перед тем, как показать своё содержимое. Или же у вас плохо показываются корни дисков. Так вот — у меня этого нет :D

Командная строка сначала пугает, но потом становится мощным и удобным инструментом для… для многого. Конечно, в основном работаешь в красивом GUI, но командная строка для Linux — эдакий общий язык для всего зоопарка дистрибутивов. Многие системные пакеты одинаковы для большинства систем, поэтому туториалы для одних ОС подойдут и другим.

Управление ПО тоже проходит, в основном, через командную строку — достаточно перетащить код в 1-2 строки для установки в консоль, а дальше система сама стащит файлы откуда надо, интегрирует в систему, да ещё и обновляет самостоятельно. Здесь уже под каждое семейство дистрибутивов свои команды, но после сотого использования это всё равно лучше установщиков с ненужными диалогами и настройками.

И да, терминал на лине с самого начала более красивый, нежели чем на винде.

Драйвера — вещь на линуксе загадочная. Для просто компа достаточно поставить лишь дрова на видеокарту, всё остальное будет работать “из коробки”. Да, никаких драйверпаков или обновлений Windows: один бинарь от Nvidia или AMD — и у вас полностью настроенный комп.
С периферийными устройствами сложнее. Из графических планшетов есть родная поддержка Wacom, но из других — неизвестно. Мелкие производители принтеров и сканеров могут не выпускать дров под Linux, из-за чего и мой принтер, и сканер после бессмысленных танцев с бубном спихнулись моей сестре под Windows.

В целом, если сначала проверять поддержку Linux, а потом покупать, то проблем не возникнет. Но родители любят покупать всякое барахло в мою комнату без моего же ведома. Из других перифериек не заработала на лине только USB-видеокарта, но это да, весьма изысканный инструмент, который требует особых дров.

Пиратство и платные проги. На линуксе можно спокойно жить без них. Более того, многим покупным продуктам нашлись такие классные альтернативы, что возвращаться к заменяемым и не хочется. Был Sony Vegas — его сместил KDEnlive. Был фотошоп — стали Гравит и Крита. Blender. Amarok. OBS. Список продолжается бесконечно.

Выводы

Вообще, Windows — это лёгкая установка и головная боль на всю оставшуюся жизнь ОС. Из всех Windows меня устраивает только 8.1, т.к. она самая лёгкая, быстрая, и не считается ещё древней как Windows 7. Мог бы описать головные боли на Windows, но вы здесь не за этим.

Linux — это два удара топором и счастливая жизнь. Это стабильная шустрая система для работы, но первые несколько недель, возможно, придётся повыдирать волосы на голове. Установщики с закидонами, дрова на периферийку могут не существовать. Не зная нюансов с дровами на видяху, можно потерять немало нервов и времени, вместо того, чтобы вбить в терминал пару-тройку волшебных строк.

Итак:

  • Если вам нужны игры, то выбирайте Windows.
  • Если вам нужна работа с графикой, музыкой или видео, сначала ознакомьтесь с альтернативами для Linux. С написанием музыки на Linux всё довольно печально. OSX же здесь хорошо блестит даже на фоне Windows.
  • Для всего другого есть Linux. Он справится.

Вот здесь можно скачать мою Федору.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Что делать, если Error mounting: can't read superblock

Вот такая радость меня встретила сегодня утром — дополнительный жёсткий диск в ноутбуке перестал работать. Часть прог не работает, другие не могут найти рабочие проекты. При монтировании диска через тот же Наутилус пишет: Error mounting system-managed device dev/sdb3: can't read superblock on /dev/sdb3 (udisks-error-quark, 0)

Как обновить Fedora, если Error running transaction: package X is already installed

Наконец-то руки дошли обновить федору до версии 33. Только вот нельзя просто так взять её и обновить — ГУИшный установщик ПО найдёт, где выпендриться. Ошибка значит в переводе, что не удаётся провести транзакцию (грубо говоря, установку), из-за того, что такой-то пакет уже установлен. О ужас! Почему это считается вообще ошибкой — философский вопрос, а чинить как-то надо. Запускаем командную строку. Выполняем команды (только прочитайте сначала текст ниже): sudo dnf upgrade --refresh -y sudo dnf update dnf-plugin-system-upgrade -y sudo dnf system-upgrade download --releasever=33 --allowerasing -y -b Первая команда обновляет все пакеты в системе. Вторая обновляет плагин для обновления самой системы. (На самом деле, плагин и так обновится первой командой. Это скорее для проверки существования самого пакета. Если команда валится и пишет, что такого пакета нет, выполните sudo dnf install dnf-plugin-system-upgrade .) Третья скачивает все пакеты, которые нужны для самого обновления

Установить Midnight Commander на Fedora, CentOS и RHEL — файловый менеджер в терминале

Волей-неволей в жизни девопса иногда приходится работать без графического интерфейса. Или же нужно сделать что-то в своей файловой системе без иксов. Midninght Commander — это файловый менеджер с терминальным интерфейсом, который схож визуально с Total Commander с его разделением на два окна. Миднайт командер также поддерживает управлению мышью, да и в общем идеален для тех, кто привык к графическим интерфейсам и боится vim -а (как я). Если ввести dnf search midnight commander , то ничего не найдётся. Всё потому, что в пакетных менеджерах называется он просто mc , а в описании полного названия нет: Устанавливается он довольно просто. Для Fedora: sudo dnf install -y mc Для RHEL/CentOS: sudo yum install -y mc И всё, можно пользоваться: mc